понедельник, 31 марта 2014 г.

Воины воюют, а дети дома горюют.

  Подрастают мои внуки… Сколько радости и удовольствия наблюдать за ними! Совершенно новое поколение растет. Еще ходить не умеют, а уже тянутся к мобильному телефону, тычут пальчиками и прикладывают к уху. Совсем по-другому ухаживают за ними. Чего только стоят памперсы – революционное изобретение! А какие замечательные детские кроватки выпускают сейчас для малышей! Тут тебе и полог, и вертящаяся карусель с игрушками, и боковые матрасики, чтоб ребенок не ударился, и полозья на ножках кроватки, превращающие ее в колыбель…А мне вспоминается моя люлька, висевшая на сволоке хаты. Не могла сдерживать слезы мама, вспоминая ту давнюю историю.
   В 1944 году через  село Черепова, что на Хмельнитчине,  отступали фашисты. Прямо возле нашей хаты оккупанты установили пушку, окопались, а к нам зашел денщик и стал требовать освободить дом для офицера. Мама с плачем стала показывать на меня, грудничка в люльке и двух малолетних дочерей, просила не трогать нас. Рассвирепел фашист, выгнал на улицу мать, пинками солдатских сапог вытолкал сестер, как котят. В неистовстве стал отвязывать мою колыбель, а затем, совсем остервенев, обрезал ножом веревки и вышвырнул люльку вместе со мной в коридор. Чуть не потеряла сознание мать, увидев, как ее сыночек от удара вылетел и закатился под жернова. Спасло меня только то, что я был хорошо укутан в тряпки, как это делалось в деревнях.
   Молодая и, видимо, поэтому бесстрашная, мамина золовка Лена пошла на следующий день к фашистскому офицеру и пожаловалась ему. Как разгневался офицер на своего подчиненного – чуть не бил его! Мать с детьми снова впустили в дом, а немец гладил детей по головам и по-своему, со слезами на глазах, рассказывал, что у него тоже в Германии остались «киндеры»…
Весь мой немалый жизненный опыт подсказывает мне, что нет плохих и злых народов. И войну начинает не народ. Только страдают от этого простые, добрые люди.
   Когда уходили фашисты, прощаясь с нами, плакал офицер, потеряв надежду увидеть своих «киндеров».
А в мою люльку потихоньку подложил пачку галет...      



C Янковским Н.А. беседовала заведующая Ботанической сельской библиотеки-филиала Скоблянская Валентина Александровна

Комментариев нет:

Отправить комментарий