понедельник, 5 мая 2014 г.

Братская любовь крепче каменных стен. История Екатерины Мазанько



Спешит неумолимое время, все дальше от нас отдаляются те суровые годы – годы войны, годы юности моей мамы. Давно покрылись сединой мамины косы, но верно хранит память события той поры.

 Ранним весенним утром 1942 года  жителей полтавского села Васильевка разбудил  сильный грохот. На множестве черных мотоциклов фашисты привезли сельчанам «новый порядок». Согнали всех к школе, установили стол с портретом фюрера  и стали зачитывать свои указы. Притихли крестьяне: за наименьшее нарушение – жестокое наказание! Вдруг налетел ветерок - портрет Гитлера упал и разбился. Вздохнули облегченно суеверные полтавчане – видно, недолго фашистская власть продержится.
 Четырнадцатилетняя Катя сполна познала  немецкий режим. С подружкой-сверстницей работали днем «на грабках» - сгребали агрегатом сено, а ночью пасли свою лошадь. Девчонки валились с ног, просились отдохнуть, но назначенный немцами староста пригрозил поркой розгами. И на год старший Катин брат – Ваня, работавший на волах, не знал продыху – волы только его и слушались.
Исполнилось Кате пятнадцать лет, и ее тут же внесли в список на отправку в Германию. Как ни просила, как ни умоляла Катина мама оставить тщедушную девочку дома – не помогло. Под причитания и слезы родственников детей усадили на телеги – везти в райцентр. Пожалел любимую сестру Ваня, ссадил с телеги, а сам сел вместо нее. «Я все равно вернусь домой», - успокаивал родных. Дважды пытался сбежать по дороге, но его, сильно избив, возвращали. Получили от него письмо из Германии, в нем были такие строки: 
          «Якби ж мама знала, як тяжко в неволі,
            Вона б передала горобчиком солі,
            Ой мамо, ой мамо, як тяжко в неволі!»
 Посылали братику посылочку – 200 грамм пшена и несколько кусочков сала (указ - вес посылки не более 400 граммов), передавали приветы с родины. Но не зря говорят: «Свій край – як рай, а чужа країна – як домовина». Не хотел  Ваня мириться с неволей, рвалась его душа к отчему дому, к семье. При очередном  побеге Ваня погиб…
 Всю жизнь поминает мама своего брата Ивана, спасшего ее от непосильного рабства. 
 На фото: Мазанько Екатерина Филипповна (или просто баба Катя для односельчан). Информацию о Мазанько Екатерине Филипповне (в девичестве Передерий) передала ее дочь, Винокурова Л.В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий